Иерусалим трёх религий

Leonid Magalnik
21.01.2018

Маршрут: Смотровая площадка, Гефсиманский сад, Старый город, Мусульманский квартал, Храмовоя гора, Еврейский квартал, Стена Плача, Христианский квартал, Храм Гроба Господня, Голгофа, камень Миропомазания, гробница Иисуса.

Заказать экскурсию в Иерусалим трёх религий можно по телефону +972 528-840-345 или отправив запрос через форму быстрой связи.

Чтобы убедиться, что Иерусалим трёх религий — это место где зародились и развивались три мировые монотеистические конфессии, достаточно взглянуть на простирающийся город с вершины Масличной, или Елеонской, горы. Там находится одна из излюбленных обзорных площадок Иерусалима. Оттуда вы увидите золотой купол мечети Пророка, возведённой династией Омейядов над скалой, с которой пророк Мохаммад поднялся на Седьмое Небо верхом на крылатой кобылице, в сопровождении архангела Гавриила. Рядом — соборная мечеть Аль-Акса, куда каждую пятницу стекаются тысячи мусульман для совершения коллективного намаза. Кстати говоря, там, на Седьмом Небе, Пророк и получил правила намаза для правоверных.
За мечетями угадывается западная подпорная стена Храмового комплекса, построенного царём Иродом Великим и разрушенного военачальником Титом — сыном римского императора Веспасиана. Это и есть знаменитая Стена плача.

В самом центре Старого города видны серые купола Храма Гроба и Воскресения Господня.

Это и есть доказательство важности Иерусалима для представителей трёх конфессий. Пожалуй, из всех этих святынь больше всего поражает своей роскошью и монументальностью Наскальный Купол. Мечеть украшена голубыми изразцами с причудливыми орнаментами и аятами. Такой нарядной она стала во времена правления турецкого султана Сулеймана Великолепного, правившего в первой половине шестнадцатого века. Султан благоустроил город, хотя ни разу там не был. Золотой купол переливается на солнце и виден со всех сторон. Пять раз в день с Храмовой горы из главных мечетей города раздаются призывы муэдзина к молитве.

В Старом городе и вокруг него высятся нарядные церкви. Католические, православные, лютеранские — всегда они заполнены верующими и просто любопытствующими. Все их невозможно обойти за один день. И за несколько дней — тоже невозможно. Поэтому в наши маршруты входят места, известные по евангельским описаниям, где происходили события, ставшие точкой отсчёта новой эры.

Эта экскурсия помогает нашим туристам понять, как этот город вместил в себя истории трёх религий. Вы увидите Гефсиманский сад, где растут и до сих пор плодоносят древние оливы. Там в сумрачной церкви перед алтарём лежит камень, на котором Иисус провёл несколько томительных часов ожидания ареста. Он собирался с силами, и тело его противилось приближающейся смерти, истекая кровавым потом.

В Старый город мы с вами войдём в одни из семи ворот. Пройдём по трём из четырёх его кварталов и посетим духовные центры трёх религий — Храм Гроба Господня, Стену Плача и Храмовую гору. Правила Храмовой горы строги — туда можно подняться только в отведённое время. По пятницам и субботам вход для туристов закрыт — там проходит коллективная молитва. Поэтому приходится довольствоваться обозрением мечетей с высокой площадки в Еврейском квартале, откуда Храмовая гора видна, как на ладони. В любое время туда вхожи только наши гости мусульманского вероисповедания. Для этого надо знать наизусть хотя бы одну Суру из Корана и иметь при себе паспорт.

Символ иудаизма — Иерусалимский Храм. То, что от него осталоось — Западная Стена, которую издавна называют Стеной Плача. Это главное место, куда стекаются еврейские паломники. Этот религиозный и духовный центр — самый скромный и аскетичный. Ни мрамора, ни позолоты, ни элегантных колонн. Просто камни, вырубленные в Иудейских горах. И, хотя эти блоки укладывали более двух тысяч лет назад, уже тогда предусмотрели сейсмичность этого региона, соорудив сейсмоустойчивые конструкции. Пожалуй, единственные украшения стены — пышные пучки травы, пробивающиеся в расщелины. Эти камни не изменились с тех пор, как их видел Иисус и его окружение — ученики и родственники. А потом — последующие поколения. Которых уже нет. Мы тоже уйдём. А камни эти останутся. И будут помнить прикосновения рук известных личностей с мировыми именами и яркими биографиями. И безвестных, обычных людей, без громких заслуг. Но пришедшие к этой стене во все времена просят об одном и том же — о мире, о детях, о здоровье, о любви.

И в Храме Гроба Господня просят о том же — у Камня миропомазания. Женщины протирают Камень платками, чтобы увезти с собой благоухание мирры.

В этот день важно понять, что звон колоколов, распевная молитва евреев, высокий тенор муэдзина, призывающего к намазу правоверных — все эти звуки сливаются в единый аккорд, уносящийся в небо Иерусалима. И эту мелодию слышит Тот, Кто не разделяет нас по цвету кожи, форме носа и звучанию речи. Все мы для Него просто дети. Пока что неразумные…