Рош а-Шана (еврейский новый год)

Leonid Magalnik
29.01.2018

Здравствуйте дорогие читатели. Вас приветствует экскурсовод по Израилю Леонид Магальник. В этой статье мы узнаем о еврейском празднике Рош а-Шана.

Рош Ашана - еврейский новый годРош а-Шана — так называется еврейский Новый год. Празднование этого торжества выпадает на первый и второй дни месяца Тишрей. Рош а-Шашана — это начало нового года, а также событие, являющееся годовщиной Шести Дней Творения.
Считается, что во время Рош А-шана (еврейский новый год) на небесах судят каждого человека и решают, каким будет его следующий год. Для раскаяния перед судом есть месяц Элул — последний месяц перед Новым годом. Во время Элула принято вспоминать все свои хорошие и плохие действия и помыслы, покаяться в них и попросить прощения. А синагогах в это время можно услышать «слихот» — особый вид молитвы, который считается покаянным.
Во время Рош а-Шана можно попытаться исправить приговор, который вынесли на небесах. Десять дней дается человеку на раскаяние и духовное возрождение. Эти десять дней интересны и тем, что люди желают друг другу «хорошего приговора или хорошей подписи». А концом такой десятидневки станет день поста. В этот последний день будет Суд, а сам день носит название Йом Кипур (Судный день).
Рош а шана — еврейский новый годРош а-Шана знаменателен и особенной едой. В день еврейского Нового года люди едят «симаним» («знаки»). Симаним — это не одно блюдо, а особенный набор из нескольких продуктов. Каждая часть симанима — символ просьбы к Всевышнему. Содержание такой просьбы всегда неотрывно связанно с качествами пищи, реже — со значением корня того слова, которым назван продукт на иврите.
В отличии от праздничных завтраков и ужинов, на которых в течении всего года хлеб окунают в соль, в этот день соль сменяется медом. Вслед за хлебом в мед отправляется и яблоко. Все это сопровождается пожеланием «сладкого года». Фаршированная рыба — также незаменимое блюдо на праздничном столе Рош Ашана. С ней также связан маленький обряд. Когда приступают к поеданию рыбы, то начинают с головы, желая остальным «быть головой, а не хвостом». Морковные блюда, они же — «гезер», также сопровождаются пожеланиями приятного приговора, а блюда из свеклы (на иврите — «селек») сопровождаются более грозным и радикальным пожеланием — «ше ясалку ойвейну», что в переводе означает «чтобы были уничтожены все наши враги».
Впрочем, можно включить и немножко фантазии, чтобы разбавить традиционный состав «симанима» своими дополнениями. Например, пиво (оно же — «бира») будет сопровождаться пожеланием «чтобы мы все вернулись в нашу столицу» («ше кулану нахзор ле-биратейну). Под смыслом столицы — город Иерусалим. Это пересекается с трапезой праздника Песах, окончанием которой всегда была фраза «в будущем году в Иерусалиме». Впрочем, такие блюда и пожелания не являются чем-то традиционным. Скорее, это просто прием для поднятия настроения празднующих. А ведь данный период можно считать достаточно эмоциональным, причем люди могут испытать самые разные эмоции. Ведь процесс покаяния и анализа своих действий за весь прошлый год не всегда может быть веселым занятием. Нужно напомнить себе, что Хозяин Мира сего всех видит и все знает, и задуматься, каким образом можно искупить свою вину и заслужить его прощение.
Во время празднования еврейского Нового года нужно придти к берегу какого-либо из водоемов и вытряхнуть все содержимое карманов. Это также символическое действие. Вытряхивая крошки из карманов, человек будто пытается сделать тоже самое и со своей душой — избавиться от тех «крошек» что остались в душе после раскаяния. Такой обряд также имеет свое название на иврите — «ташлих».
Во время новогодней службы по всему миру в синагогах можно услышать шофар. Шофар — это бараний рог, а трубление в него напоминает еще одно еврейское торжество — приход Машиаха (Мессия). Звук способен вызвать в душе бурю эмоций и напомнить о «тиккуне», то есть потребности исправиться.